Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вы никак не могли начать важное дело, знали, что его обязательно нужно сделать, но всё откладывали его на потом? Как часто у вас возникало нежелание делать необходимое дело?

Многие считают, что это лень, однако такое поведение называется иначе – прокрастинация. Это привычка, мешающая эффективному использованию времени.

В детстве я училась в музыкальной школе. Экзамены два раза в год по специальности были обязательным условием обучения. Каждый ученик готовил четыре музыкальных произведения. Одним из них была полифония, произведение Баха.

В целом, моя учеба была успешной. Первые три года я была поглощена музыкой, усердно занималась, с удовольствием проводила время за фортепиано. На четвертый год мой порыв к музыке поутих, я стала частенько отлынивать от регулярных домашних занятий. По нотам я играла без проблем, но учить наизусть Баха мне было невыносимо скучно. Поэтому я старательно избегала этого задания и откладывала ноты куда-нибудь подальше. А себе я давала обещание, что завтра непременно выучу обязательные четыре строчки.  Как вы догадываетесь, дальше обещания дело не шло. И откладывала я до тех пор, пока на календаре не появлялась устрашающая дата: до экзамена оставался месяц. Этот факт меня немного подстегивал. Я садилась, учила несколько строчек наизусть и снова отвлекалась на что-то более интересное.

Время шло. До экзамена остается две недели, а у меня невыученный до конца Бах.

Времени совсем в обрез. До экзамена — неделя, а я пишу план, сколько я должна учить каждый день и не понимаю, когда же я всё успею выучить? Внутри меня уже прочно поселилось чувство вины за невыполненные обещания учительнице, страх, что мне влетит от мамы за мою лень, паника, что я провалю экзамен.

До экзамена — пять дней и гнетущая мысль: всё пропало! Я ничего не успеваю!  И тогда в эти последние дни я садилась и усердно занималась по 4-5 часов. Мои домашние тихо ненавидели моё «трудолюбие», но другого выхода у меня просто не оставалось. Дата экзамена неумолимо приближалась. От меня  требовалась мобилизации, всех имеющихся на тот момент внутренних ресурсов. Я занималась на пределе возможностей.

И вот наступает день экзамена. Я поднимаюсь на сцену, уверенно и спокойно сажусь за рояль, играю с чувством, выдаю всё, на что способна. Экзамен сдан, у меня прекрасное настроение, гора падает с плеч. Но!

Через полгода повторяется всё снова.

Будучи взрослой, я узнала, откуда появляется прокрастинация и как с ней бороться. Но в подростковом возрасте это создавало реальные проблемы и не только мне. Хорошо, что это коснулось только музыкальной школы.

На самом деле лень и прокрастинация это не совсем одно и то же. Прокрастинатор в отличии от лентяя испытывает угрызения совести от своего бездействия, истощает свой внутренний запас энергии из-за постоянного внутреннего чувства вины, которое в свою очередь приводит к стрессу и депрессии. Ленивый человек не обеспокоен внутренними переживаниями.

Есть несколько причин, которые способствуют такому поведению. Первое – это отсутствие мотивации. Если нет внутреннего огонька, интереса, желания, то это дело всегда будет отложено в долгий ящик.

Второе – неуверенность в том, что вам под силу справиться с заданием. Возможно, вы ощущаете, что не хватает знаний, у вас недостаточно материалов по нужной теме, вам не к кому обратиться за помощью или советом, не знаете, с чего начать, поэтому затягиваете начало процесса.

Третье – это страхи. Страх ответственности и масштабности работы, страх совершить ошибку и получить порицание со стороны.

Четвертое – это перфекционизм. Считаете, что от вас ожидают работу, выполненную на отлично. Возможно, вы сами для себя подняли такую высокую планку, что вынуждены делать, доделывать и переделывать работу, добиваясь исключительности.

Все эти причины приводят к внутреннему саботажу и невыполнению качественной работы.

Если вы все-таки можете справляться с работой и успеваете её сдать в срок, то постепенно подобное поведение превращается в привычку.

Дедлайн является неким мотивирующим кнутом, но несмотря на сроки, всё равно прокрастинатор начинает работу в последний момент, затрачивая на неё максимально эмоциональной энергии, умственной и физической. При этом работа, выполненная в спешке, всегда посредственная. В этом случае теряется возможность проявить свои способности и предоставить качественный продукт.

Если перед человеком не стоят конкретные сроки выполнения задачи, то он скорей всего никогда не начнет заниматься тем, чем планировал, например, выучить иностранный язык, заняться спортом или похудеть. Со временем он понимает, что жизнь проходит мимо, а он так и не смог использовать возможности себе во благо, плывет по течению, не напрягаясь. Мы думаем, что время ещё придет и всё успеем, а время только уходит. Прокрастинатор не понимает истинной ценности времени.

Для искоренения привычек прокрастинатора наиболее эффективным способом является изменение негативных установок на позитивную модель поведения. Если вы замечаете прокрастинацию у своего ребенка, старайтесь его мотивировать, контролировать выполнение заданий или посещение кружков и тренировок, дробить большую работу на маленькие кусочки и пошагово её выполнять.

Спортсмены добиваются высоких результатов благодаря мотивации и тренеру, людям творческих направлений в этом смысле гораздо труднее, всё зависит лично от них, поэтому мотивация для них является основной продвигающей силой. А для взрослого человека будет большой удачей совместная работа с наставником или коучем, который поможет преодолеть привычку откладывания на потом.

Еще один способ – это освоить тайм-менеджмент, то есть научиться осознанно управлять своим временем, стать эффективным человеком.

Придумайте себе награду за своевременно выполненную работу. Это будет отличным стимулом для вас.

А я желаю успехов и процветания!